Кулеш Татьяна Александровна, воспитатель
Родительское собрание в подготовительной группе «Защита прав и достоинств ребенка»Цели: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество. Ребенок 1. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты! Ребенок 2. Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днем. Пусть у каждого ребенка Будет светлый, теплый дом! Ребенок 3. Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды! Ребенок 4. Мы на свет родились. Чтобы радостно жить, Чтоб цветы и улыбки Друг другу дарить. Чтобы горе исчезло, Пропала беда, Чтобы яркое солнце Светило всегда! Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка. Тема нашего родительского собрания «Защита прав и достоинств ребенка». У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем вместе разобраться. Когда рождается на свет ребенок, Нет для родителей дороже никого. И смысл жизни сразу изменился - Вы начинаете жить только для него. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас взрослых? Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о нарушениях прав детей, мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. А сейчас мы совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка. Историческая справка Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. С наступлением ХХ! века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации? В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка. В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство. Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы: · Декларация прав ребёнка (1959). · Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка. · Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов: · Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан. · Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав». · Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. · Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства. · Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто: Нет, уйду я насовсем! А то я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники припасу. Хорошо жить в шалаше И домой не хочется. Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заброшенный найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами. Буду слушать птичий свист Утром в перелеске. Только я же - футболист, А играть-то не с кем! Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе! А. Барто Этап проведения беседы 1. Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество? 2. Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу? 3. Бывает ли у вас такое желание и настроение? 4. Почему оно у вас появляется? Какая этому причина? (В целях активизации родителей можно использовать прием «Волшебная палочка». «Волшебную палочку» - карандаш, фломастер, линейку - родители будут передавать друг другу. При этом им нужно будет ответить на поставленный вопрос). Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей. Ведущий: Что такое семья? Это слово понятно всем, как слова "хлеб", "вода". Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье. Давайте рассмотрим, те права ребёнка, которые наиболее часто нарушаются. 1. Довольно часто родители перекладывают свои обязанности на посторонних людей. 2. Родители часто используют в воспитании телесные наказания. 3. Очень часто дети, опираясь на пример родителей, негативно относятся к детям с ограниченными возможностями в здоровье. 4. Иногда нам очень хочется, чтобы ребенок посидел, помолчал, не разбрасывал свои игрушки, тем самым мы нарушаем его права. 5. Часто нарушается статья 9 «Конвенции о правах ребенка», когда ребенку не позволяют жить с родителями и встречаться с ними. При разводе один родитель запрещает другому встречаться с ребенком. 6. Случается и такое, когда взрослые эксплуатируют детей. Мы рассмотрели несколько нарушений прав ребенка, хотя их во много раз больше. А сейчас давайте проверим, как вы знаете права своих детей. Ведь если знаете права, вы не будете их нарушать. Давайте разделимся на две команды (ромашка). “Разминка” Начнём нашу игру. Задания для вас. Вы должны будите назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и, конечно же, самих сказочных героев. За каждый правильный ответ я буду выдавать жетоны. 1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина) 2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка). 3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстой). 4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К.И.Чуковский). 5. Отмою всё! (Мойдодыр. К.И.Чуковский). 6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”). Гейм. “ Заморочки из шкатулки” В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека. В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. В этом гейме будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно! Я буду доставать из шкатулки по очереди предметы символизирующие знакомые всем права человека. Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя). Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать). Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушки - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка играть и отдыхать).«Гонка за лидером» Права литературных героев В какой сказке было нарушено право человека на жизнь?(«Морозко», «Сказка о царе Салтане») В какой сказке было нарушено право героя жить со своими родителями?(Снежная королева) Герои, какой сказки пользуются правом на получения бесплатной медицинской помощи?(Айболит) В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко».) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»). Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» Гаршин). В каких сказках не нарушены права?Подведем итоги. Подсчитываем жетоны. У команды… но вы все молодцы! С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает многими правами. А какими именно мы узнаем, когда посмотрим видеоклип «Права детей». Ну а мы, уважаемые родители, послушаем сейчас ответы ваших детей на некоторые вопросы. Аудио – запись детских ответов на вопросы: · У вас есть права? · Знаете ли вы их? Назовите? · А обязанности у вас есть? · Какие? · Дома вас называют ласково? · Как? · А как вас поощряют за какие-то достижения, послушание? · Кто из вас поскорее хочет стать взрослым? · Почему? · Что бы вы хотели пожелать своим родителям? Научитесь, слушать, слышать детей, исключите игнорирование, всегда уважайте, ведь они взрослеющие личности! Ведущий. Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением: Язык чужой обиды и печали Волшебник изучает с детских лет, Его вселять надежду обучали – И это основной его предмет. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Здесь хитрости вовсе не нужно особой. Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово! Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное - захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей. В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Искусство быть родителями». Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях. Приложение Памятка «Искусство быть родителем» 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы. 2. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации. 3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. 4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть. 5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. 22 марта 2021 в 17:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.