Консультация для родителей
Секреты психологического здоровья
Нервно-психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Итак, разберем, как Вы общаетесь с детьми дома...
Плохими дети не рождаются.
Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей.
Ш. Амонашвили
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Итак, разберем, как Вы общаетесь с детьми дома. Ведь в каждой семье свой своеобразный стиль общения. Вы спросите, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.
Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. И 4-ую, хочется все-таки выделить – это хаотическая модель общения, т.е. противоречивая, когда у родителей отсутствует единый подход в воспитании.
Демократический (авторитетный): предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Либеральный (попустительский): предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Хаотический стиль (противоречивый) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Про стили общения мы поговорили, теперь разберем методы общения с ребенком.
Методы общения с ребенком
Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Но все же попробуйте заменить ограничения и запреты на правила поведения: постарайтесь не употреблять часто слова с «НЕ».
НАПРИМЕР:
Нельзя говорить ребенку |
Нужно говорить ребенку |
Нельзя переходить улицу на красный свет! |
Нужно переходить улицу
только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. |
Не спеши во время еды! |
Будем есть не торопясь. |
Не кричи так громко! |
Будем разговаривать тише. |
Не рисуй на стене! |
Рисуй на бумаге. |
Не стучи по машинке! |
Давай покатаем машинку. |
Не мешай мне разговаривать по телефону! |
Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем (порисуем, почитаем, посмотри мультфильм и т.д.). |
Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ...».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Ты-сообщение.
Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я - сообщение», «Ты - сообщение».
Например:
Ты - сообщение
Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я - плохой».
Я - сообщение
Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».
ПРАВИЛО: «Я - сообщение» направлено на сообщение ребенку своего мнения, своих чувств, своих потребностей, а не на сообщение поведения ребенка. И говорить нужно от ПЕРВОГО ЛИЦА. В такой форме ребенок услышит и поймет Вас гораздо быстрее.
Например,
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
3. Меня очень утомляет громкая музыка.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
А мы как зачастую говорим?:
1. Ну что у тебя за вид!
2. Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами!
3. Ты не мог бы сделать потише?!
В таких высказываниях используются слова: ты, тебя, тебе.
Их называют «Ты - сообщение». На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.
НАПРИМЕР:
Ты-сообщения |
Я-сообщения |
Ты постоянно не можешь завязать шнурки! |
Я так устаю каждый раз завязывать всем шнурки, как бы мне хотелось, чтобы каждый делал это сам. |
Ты никогда не слушаешь меня, с тобой бесполезно что-то обсуждать! |
Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, будь, пожалуйста, повнимательнее. |
Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой! |
Я очень расстроена, что сестренка осталась без конфет. |
Ты опять не вынес мусор?! |
Мне было бы очень приятно увидеть чистое, пустое ведро. |
Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался?! |
Я очень волновалась, что с тобой что-то случилось. Давай договоримся больше не задерживаться или позвони мне. |
|